Процедура аудиометрии для детей и взрослых

7 декабря 2016

Слух обеспечивает человеку социальную адаптацию, позволяет общаться с другими людьми. При его снижении или потере вследствие травмы или возрастных изменений возникает масса проблем. Для детей глухота чревата серьезными последствиями: ребенок не сможет научиться разговаривать, читать, участвовать в играх со сверстниками. Чем раньше будет диагностирована патология, тем выше эффективность лечения. При малейшем подозрении на снижение слуха проводится аудиометрия, показаниями для которой являются травматические повреждения, воспалительные процессы в ухе, нарушение реакции на звуковые раздражители.

Нарушения со слухом можно выявить уже в первые месяцы после рождения ребенка. Аппаратура и современные технологии дают возможность исследовать детей даже в период новорожденности.

Виды аудиометрии

Аудиометрия может быть тональной и речевой (в том числе и в игровой форме), поведенческой, компьютерной.

Методика проведения аудиометрии

Для получения тональной (пороговой) аудиограммы используется аудиометр. Определение слуха проводится на разной частоте звука. С помощью наушников пациенту подается сигнал, частота и интенсивность которого меняются. Пациент нажатием кнопки отмечает момент, когда звуковой сигнал бы им услышан. В результате процедуры получают графическое изображение функции органа слуха и ее нарушений при разной частоте. На основании анализа аудиограммы оториноларинголог или сурдолог назначает лечение и подбирает при необходимости слуховой аппарат.

Процедура речевой (субъективной) аудиометрии проводится в качестве первичного диагностического исследования, а также при настройке слухового аппарата. Необходима она и при экспертной оценке слухопротезирования. По тональности своего голоса, варьируя от шепотной до громкой речи, врач подбирает настройку по максимальной ее разборчивости. Методика дополняет тональное исследование.

С помощью компьютерной аудиометрии диагностируют степень и частотную характеристику сниженного слуха. В наушники пациенту подаются звуковые раздражители, которые регистрируются электродами, закрепленными на голове исследуемого. Они же передают электрические ответные реакции головного мозга на монитор компьютера. Детей раннего детского возраста обследуют во сне с целью диагностики врожденной патологии.

Детям от 1года до 3 лет проводится поведенческая аудиометрия, которая заключается в том, что повторяющиеся звуковые сигналы подаются вместе с демонстрацией картинки или игрушки для их сопоставления. Если реакция на звук без картинки отсутствует, значит, имеется нарушение слуха.

Вариантом исследования детей с 2 до 7 лет является процедура игровой тональной аудиометрии. Специальные тональные приборы используются для вовлечения ребенка в игру (конкурс, гонки и т.д.) и выполнения им команд из прибора. В некоторых случаях ребенку предлагается выполнять какое-либо игровое действие после звукового сигнала. Интенсивность и частота звука при этом меняется.

Тестировать детей 2-7 летнего возраста также можно при проведении игровой речевой аудиометрии. Прибор от имени героя сказки или мультфильма издает одну и ту же фразу с разным уровнем громкости (25-70 дБ), до тех пор пока ребенок не различит слова в этой фразе.

Аппаратные исследования дают возможность не только диагностировать слуховые нарушения в любом возрасте пациентов, но и назначать наиболее приемлемый способ слухопротезирования. Применение игровых элементов при исследовании детей дошкольного возраста собрать объективные сведения о состоянии их слухового аппарата.

все статьи